ИА «Yakutia24/Якутия24». Вопрос о том, как должен выглядеть настоящий якутский национальный костюм, разгорается с новой силой накануне каждого Ысыаха. Материалы в интернете часто бывают противоречивы и только приумножают число вопросов. 

За ответами мы обратились к эксперту – сотруднику кафедры истории России исторического факультета СВФУ Александре Прокопьевой.

Александра Николаевна специализируется по материалам музейных фондов, углубленно изучает дохристианский период формирования культуры.

Александра Николаевна, как эксперт скажите, как должна выглядеть якутская национальная одежда в ее каноническом виде?

- Хотелось бы сразу остановиться на важном моменте: многие представляют себе национальную одежду как некий застывший в веках канон. Но это не так. Одежда наших предков менялась сообразно тем переменам, которые приходили в их жизнь.

17hghjhkj

 Если мы посмотрим на якутскую женскую одежду одного из погребений конца 17 века, то мы с вами увидим ровдужную безрукавку чуть ниже талии, отороченную мехом, с богатой бисерной гладью. И юбку-полусолнце чуть ниже колен, также отороченную мехом.

Когда наши современники видят одежду начала и середины 18 века, никто не верит, что это именно старинная якутская одежда, что именно так одевались якутские женщины в дохристианский период и отчасти в начале христианизации населения Якутии. Все привыкли к платью халадай и к хаhыаччыку.

Но в это действительно трудно поверить! Когда же появилось платье-халадай?

Главный специалист по традиционному якутскому костюму С.И. Петрова в своей книге отмечает, что женское платье у бурятов называется "халдайха".  А еще есть мнение, что широко известное ныне якутское платье-халадай появляется в 18 веке как заимствование у русского сторожильческого населения Сибири, которые называли его «холодая», от слова «холода». Само собой связано это с появлением тканей. Кожа и ровдуга в изготовлении одежды и аксессуаров постепенно, с распространением тканей – ситца, сукна, шелка, бархата и даже, ближе к концу 19 века, кружева - отходит на второй план. 

А как же знаменитый фасон рукава якутского платья – присборка у манжета, специально предусмотренная для ношения браслета «богох»?

Это присборка на самом деле появилась достаточно поздно, в 19 веке. Изначально рукава были цельнокроеные.

Когда же появился сам браслет?    

- В том виде, к которому мы все привыкли – массивные, широкие серебряные, носимые поверх платья на обеих руках – только в конце 18-19 веков. До этого они были медными, значительно более узкими, с куда более простым геометрическим узором.

А канонические якутские узоры, к которым мы все так привыкли? 

Со второй половины 18 века якутские узоры начали усложняться. Якутские мастера под влиянием русских растительных орнаментов начинают вырабатывать свой собственный якутский орнамент, распространение которого пришлось на 19 век. Связано это с пышным расцветом якутского ювелирного искусства. И вообще, 19 век – золотой век якутской культуры. Именно в 19 веке возникли те образцы, которые мы сейчас почитаем как канонические, исконно якутские.

Когда же появилось наше илин кэбиhэр?

В том виде, в котором оно распространено сейчас – в 19 веке. Родилось это украшение, очень богатое и сложное, из более древних и более скромных украшений – гривн. На гривны надевались цепочки, по крайней мере, в одном из погребений 18 века было найдено такое украшение – гривна с широко известными теперь составными цепочками. Многие исследователи считают, что постепенно якутские мастера стали соединять цепочки диском – символом невинности – и получилось так любимое нами теперь  национальное массивное украшение.

Бисер в ювелирных изделиях особенно широкое распространение получил в 19 веке: в косоплетках, в боковых подвесках поясов и на других украшениях.

 Таким образом, якутская национальная одежда и украшения в дореволюционный период постоянно развивалась. В конце 19 – в начале 20 века получил распространение так называемый городской вариант: это мужские камзолы из сукна, платья и рубашки с отложными воротничками (ранее в одежде использовался воротничок-стойка), более тонкие хаhыаччык с накладными карманами. До 19 века в якутской одежде накладных карманов не было. Роль кармашков выполняли небольшие, богато украшенные сумочки – «хаппар», которые мы и сейчас можем видеть на поясах. Украшения уже не были настолько массивными, стали тоньше, легче, центральным звеном в них стал православный крест на традиционных цепочках из характерных звеньев. 

Сейчас ношение якутской традиционной одежды получило второе дыхание. Вам как историку какие «неправильности» бросаются в глаза, когда вы видите людей, одетых в традиционную якутскую одежду?

Ну, конечно же, первое, на что сразу хочется обратить внимание: платье халадай нельзя носить без хаhыаччык, раньше это считалось неприличным. В одном халадай могли ходить только дети, даже не подростки. Или женщина в очень узком кругу своих домочадцев.

Второе: короткое халадай – это не халадай, это какой-то другой вид одежды. Только халадай длиной хотя бы до щиколоток может считаться канонически правильным.

Третье: бастынга – это украшение незамужней девушки. Замужние женщины обязаны были скрывать волосы под головным убором даже в летний зной.

И самое главное: носить китайские подделки якутских украшений – это вообще моветон! Не позволяют средства приобрести серебряный илин кэбиhэр – приобретайте вариант из мельхиора, но сделанный якутскими мастерами! На худой конец, ограничьтесь серебряными якутскими серьгами, изготовленными якутскими юювелирами из нашего родного серебра. Благо сегодня ассортимент якутских украшений велик и можно найти вариант на любой вкус и кошелек. У наших предков тоже не всегда находились средства на полный набор украшений.

Каков же главный вывод из нашей с вами беседы? Якутская традиционная одежда постоянно видоизменялась из века в век. И сейчас в фаворе мода 19-начала 20 веков, правильно?

- Действительно, так оно и есть.

 - В этой связи так и хочется задаться вопросом: а не изменится ли наше представление о якутской традиционной одежде в ближайшем будущем?

- Вполне возможно! Сейчас активно ведутся раскопки якутских погребений 17-18 века, в основном нашими коллегами из Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН и совместной экспедицией с французскими историками-археологами. К сожалению, другим путем знания о культуре архаичного периода получить невозможно. И надеюсь, очень скоро будут обнародованы результаты их трудов.

И традиционной якутской одеждой мы станем называть короткие замшевые куртки и юбки чуть ниже колена, отороченные мехом?

Очень даже вероятно!   

Марианна Мыреева