ИА «Yakutia24/Якутия24». Вопрос о том, как должен выглядеть настоящий якутский национальный костюм, разгорается с новой силой накануне каждого Ысыаха. Материалы в интернете часто бывают противоречивы и только приумножают число вопросов.
За ответами мы обратились к эксперту – сотруднику кафедры истории России исторического факультета СВФУ Александре Прокопьевой.
Александра Николаевна специализируется по материалам музейных фондов, углубленно изучает дохристианский период формирования культуры.
- Александра Николаевна, как эксперт скажите, как должна выглядеть якутская национальная одежда в ее каноническом виде?
- Хотелось бы сразу остановиться на важном моменте: многие представляют себе национальную одежду как некий застывший в веках канон. Но это не так. Одежда наших предков менялась сообразно тем переменам, которые приходили в их жизнь.
Если мы посмотрим на якутскую женскую одежду одного из погребений конца 17 века, то мы с вами увидим ровдужную безрукавку чуть ниже талии, отороченную мехом, с богатой бисерной гладью. И юбку-полусолнце чуть ниже колен, также отороченную мехом.
Когда наши современники видят одежду начала и середины 18 века, никто не верит, что это именно старинная якутская одежда, что именно так одевались якутские женщины в дохристианский период и отчасти в начале христианизации населения Якутии. Все привыкли к платью халадай и к хаhыаччыку.
- Но в это действительно трудно поверить! Когда же появилось платье-халадай?
- Главный специалист по традиционному якутскому костюму С.И. Петрова в своей книге отмечает, что женское платье у бурятов называется "халдайха". А еще есть мнение, что широко известное ныне якутское платье-халадай появляется в 18 веке как заимствование у русского сторожильческого населения Сибири, которые называли его «холодая», от слова «холода». Само собой связано это с появлением тканей. Кожа и ровдуга в изготовлении одежды и аксессуаров постепенно, с распространением тканей – ситца, сукна, шелка, бархата и даже, ближе к концу 19 века, кружева - отходит на второй план.
- А как же знаменитый фасон рукава якутского платья – присборка у манжета, специально предусмотренная для ношения браслета «богох»?
- Это присборка на самом деле появилась достаточно поздно, в 19 веке. Изначально рукава были цельнокроеные.
- Когда же появился сам браслет?
- В том виде, к которому мы все привыкли – массивные, широкие серебряные, носимые поверх платья на обеих руках – только в конце 18-19 веков. До этого они были медными, значительно более узкими, с куда более простым геометрическим узором.
- А канонические якутские узоры, к которым мы все так привыкли?
- Со второй половины 18 века якутские узоры начали усложняться. Якутские мастера под влиянием русских растительных орнаментов начинают вырабатывать свой собственный якутский орнамент, распространение которого пришлось на 19 век. Связано это с пышным расцветом якутского ювелирного искусства. И вообще, 19 век – золотой век якутской культуры. Именно в 19 веке возникли те образцы, которые мы сейчас почитаем как канонические, исконно якутские.
- Когда же появилось наше илин кэбиhэр?
- В том виде, в котором оно распространено сейчас – в 19 веке. Родилось это украшение, очень богатое и сложное, из более древних и более скромных украшений – гривн. На гривны надевались цепочки, по крайней мере, в одном из погребений 18 века было найдено такое украшение – гривна с широко известными теперь составными цепочками. Многие исследователи считают, что постепенно якутские мастера стали соединять цепочки диском – символом невинности – и получилось так любимое нами теперь национальное массивное украшение.
Бисер в ювелирных изделиях особенно широкое распространение получил в 19 веке: в косоплетках, в боковых подвесках поясов и на других украшениях.
Таким образом, якутская национальная одежда и украшения в дореволюционный период постоянно развивалась. В конце 19 – в начале 20 века получил распространение так называемый городской вариант: это мужские камзолы из сукна, платья и рубашки с отложными воротничками (ранее в одежде использовался воротничок-стойка), более тонкие хаhыаччык с накладными карманами. До 19 века в якутской одежде накладных карманов не было. Роль кармашков выполняли небольшие, богато украшенные сумочки – «хаппар», которые мы и сейчас можем видеть на поясах. Украшения уже не были настолько массивными, стали тоньше, легче, центральным звеном в них стал православный крест на традиционных цепочках из характерных звеньев.
- Сейчас ношение якутской традиционной одежды получило второе дыхание. Вам как историку какие «неправильности» бросаются в глаза, когда вы видите людей, одетых в традиционную якутскую одежду?
- Ну, конечно же, первое, на что сразу хочется обратить внимание: платье халадай нельзя носить без хаhыаччык, раньше это считалось неприличным. В одном халадай могли ходить только дети, даже не подростки. Или женщина в очень узком кругу своих домочадцев.
Второе: короткое халадай – это не халадай, это какой-то другой вид одежды. Только халадай длиной хотя бы до щиколоток может считаться канонически правильным.
Третье: бастынга – это украшение незамужней девушки. Замужние женщины обязаны были скрывать волосы под головным убором даже в летний зной.
И самое главное: носить китайские подделки якутских украшений – это вообще моветон! Не позволяют средства приобрести серебряный илин кэбиhэр – приобретайте вариант из мельхиора, но сделанный якутскими мастерами! На худой конец, ограничьтесь серебряными якутскими серьгами, изготовленными якутскими юювелирами из нашего родного серебра. Благо сегодня ассортимент якутских украшений велик и можно найти вариант на любой вкус и кошелек. У наших предков тоже не всегда находились средства на полный набор украшений.
- Каков же главный вывод из нашей с вами беседы? Якутская традиционная одежда постоянно видоизменялась из века в век. И сейчас в фаворе мода 19-начала 20 веков, правильно?
- Действительно, так оно и есть.
- В этой связи так и хочется задаться вопросом: а не изменится ли наше представление о якутской традиционной одежде в ближайшем будущем?
- Вполне возможно! Сейчас активно ведутся раскопки якутских погребений 17-18 века, в основном нашими коллегами из Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН и совместной экспедицией с французскими историками-археологами. К сожалению, другим путем знания о культуре архаичного периода получить невозможно. И надеюсь, очень скоро будут обнародованы результаты их трудов.
- И традиционной якутской одеждой мы станем называть короткие замшевые куртки и юбки чуть ниже колена, отороченные мехом?
- Очень даже вероятно!
Марианна Мыреева