|
---|
Нерюнгринский район находится в южной части Республики Саха (Якутия) и является, своего рода, южными воротами Якутии. Площадь территории составляет 98,9 тыс. кв. км. Столица – город Нерюнгри. Находится на правом берегу р. Чульман в 70 км от его впадения в р. Тимптон. Расположен на северных отрогах Станового хребта с абсолютными высотами 800-850 метров. Географическое положение определяется 56° 40 северной широты и 124° 10 восточной долготы.
Разница во времени:
- Гринвич +10 часов;
- Москва +6 часов;
- Якутск 0 часов.
Дата образования |
6 ноября 1975 г. |
Площадь территории |
98,9 тыс. кв.км. |
Расстояния от административного центра до г. Якутск
|
818 км. |
Первые сведения об этой территории были получены в середине XVII в. после походов русских землепроходцев В. Пояркова – 1643 г. и Е. Хабарова – 1667 г. С начала XIX века начинается исследование Южной Якутии экспедициями организованными Географическим обществом, Российской Академией Наук и Министерством путей сообщения (А.Эрман 1829 г., М.Злобин 1831 г., А.Ф. Миддендорф 1843-1844 гг., Н. Г. Меглицкий 1849-1852 гг., С.А. Подьяконов, А.А. Левицкий 1896-1898 гг., Э.Э. Аннерт 1902-1906 гг., С.А. Васильев, П.В. Оленин 1910-1911 гг., В.А. Зверев 1912 г., Е.К. Ниткевич-Волчасский 1915 г.).
Начало освоения района относится к 1891-1892 г.г. когда в бассейнах рек Сутама и Тимптона Верхнеамурской золотопромышленной компанией был организован ряд приисков. Добыча золота шла до 1911 года. Тогда в верховьях Тимптона и Сутама и их притоках насчитывалось до 80 приисков на которых сезонно проживало до 3,5 тыс. старателей.
Местное население – эвенки работали проводниками занимались перевозкой грузов. К 1911 г. в связи с выработкой богатых россыпей жизнь на приисках идет на спад. Население уменьшается до 330 человек. Продолжал работать только прииск Лебединый. Уже к 1916 году был построен колесный тракт Рухлово-Якут длиной 293 км и был сделан подход к прииску Лебединый – 47,5 км. На север от Якута до реки Чульман была пройдена 10-саженная просека которая служила зимником и должна была положить начало освоению северных районов.
С открытием в 1923 году золота на Алдане начался массовый поток людей на ключ Незаметный. Встал вопрос о строительстве постоянно действующей дороги которая бы связывала золотой Алдан с Амурской железной дорогой. Для этого в 1925 году начинается строительство Амуро-Якутской магистрали. За пять лет пройдено свыше 700 километров пути. В 1929 году начался пропуск первых автомашин от Невера до Чульмана а в 1930 году – до Алдана.
Постоянная эксплуатация дороги повлекла за собой постройку вдоль всей трассы будок которые выполняли функции обслуживания закрепленных за ними участков дороги и роль заезжих домов. В каждой будке проживала семья из двух-четырех человек: На всем протяжении трассы от Невера до Алдана их насчитывалось до 40.
С таких будок начинались поселки Нагорный, Золотинка, Чульман, Хатыми. Чульман к тому же являлся своеобразным контрольно-пропускным пунктом, в задачу которого входило регулирование движения многочисленных потоков людей на алданские прииски и борьба с контрабандистами.
29 декабря 1926 года был создан Тимптонский улус с центром на станции Якут в 1927 году центр переносится в поселок Нагорный. 5 мая 1930 года улус реорганизуется в район с подчинением Совету Министров ЯАССР а на основании Указа Президиума ВС РСФСР от 25.09.43 г. районный центр переносится в Чульман. По данным Госплана ЯАССР на 1 января 1940 года в районе проживало 7153 человека.
При строительстве Амуро-Якутской автомагистрали в районе будки «Пионер» в 12 километрах выше Чульмана дорожниками были вскрыты пласты каменного угля. В 1936 году трест «АЯМзолототранс» закладывает первую штольню которая поставляет уголь для местных нужд. Дальнейшая история района непосредственно связана с развитием геолого-разведочных работ направленных на поиск и разведку угольных месторождений.
Планомерные работы по углю начинаются с организации в 1950 году Чульманской геологоразведочной партии Читинского геологического управления под руководством Н. С. Куклина. С января 1952 года на базе Эвотинской Чульманской и АЯМской геологоразведочных партий создается Южно-Якутская комплексная экспедиция с местом пребывания в поселке Чульман.
К этим годам относится открытие Нерюнгринского месторождения каменного угля. Сначала в 1951 году Г.Ю. Лагздина и О.А. Трещалова открывают пласт «Пятиметровый» затем в 1952 году Л.М. Минкиным был обнаружен пласт «Мощный». Параллельно экспедицией ведутся работы по поиску месторождений железа золота флюсов и огнеупоров.
Непосредственно историю г. Нерюнгри как населенного пункта можно разделить на три этапа. Первый этап охватывает период с 1952 по 1962 год когда создается Нерюнгринская геолого-разведочная партия и проводится детальная разведка Нерюнгринского месторождения и подсчет запасов угля. В это время в устье реки Нерюнгри появляются первые палатки ставшие основой будущего поселка.
Второй этап связан с началом промышленного освоения месторождения. Еще в 1953 году в связи с переводом на угольное топливо Якокутской ТЭЦ на базе Чульмаканского месторождения открылся участок Угольный Куранахского прииска выросший в поселок шахтеров с населением в 500 человек.
На базе рудника Угольного создается предприятие – шахта «Чульманская» С 1962 года коллективом эксплуатационников и строителей шахты «Чульманская» начинаются вестись подготовительные работы по освоению Нерюнгринского месторождения. Это связано с увеличением потребности в угольном топливе промышленности Алданского района. С введением в эксплуатацию 15.01.63 г. Чульманской ГРЭС шахта «Чульманская» не может в полной мере удовлетворить ее запросы.
3 сентября 1963 года с Угольного в п. Нерюнгри направляется колонна из 9-ти бульдозеров и бригада рабочих. Образуется участок «Нерюнгра». К концу 1964 года на восточном участке пласта «Мощный» был поднят первый ковш угля который отгружают в основном на Чульманскую ГРЭС. Таким образом, стал функционировать микроразрез «Нерюнгринский». С 1967 г. в поселке появляются 2-х этажные жилые дома, очистные сооружения, котельная, автогараж, больница, школа, магазин, столовая, пекарня, высоковольтная линия электропередачи Чульман-Нерюнгри.
В феврале 1972 г. на основании Указа Президиума ВС ЯАССР образуется Нерюнгринский поселковый Совет с центром в п. Нерюнгри. Строительство БАМа и начало формирования Южно-Якутского территориально-промышленного комплекса открывают третий этап развития Нерюнгри продолжающийся и в настоящее время.
Для осуществления строительства Южно-Якутского угольного комплекса в октябре 1974 г. создается комбинат «Якутуглестрой». 31 декабря 1974 года принимаются в эксплуатацию законченные объекты разреза «Нерюнгринский» а в октябре 1978 года со станции Угольная по Малому БАМу ушел первый эшелон Нерюнгринского угля.
15 июня 1975 г. в семи километрах от поселка силами комбината «Якутуглестрой» начинается строительство нового города а 6 ноября этого же года Указом Президиума ВС РСФСР рабочий поселок Нерюнгри преобразован в город республиканского подчинения.
Особенность города – большой размах строительства. Первые кварталы застраиваются деревянными двухэтажными домами в конце 1980 года заселяется первый дом из панелей Нерюнгринского завода КПДС. Этим положено начало каменной застройки города. В 1985 году появляются первые девятиэтажные дома.
К 1995 году город сохраняет свой производственный потенциал и стабильность. По объему производства промышленной продукции прочно занимает второе место в республике.
Столица района находится на юге Якутии, на расстоянии 1,5 часов полета из Якутска, являясь важным пунктом железнодорожной линии, ответвляющейся от БАМа, и важным транзитным пунктом федеральной автодороги М56 «Лена» Невер-Якутск.
Расстояние до г. Якутска – столицы Республики Саха (Якутия) составляет:
- наземным путем – 818 километров;
- воздушным путем – 670 километров.
Город |
Направление |
Расстояние |
Тында |
Ю |
180 (228) |
Алдан |
С |
216 (284) |
Томмот |
С |
263 (357) |
Сковородино |
Ю |
313 (403) |
Зея |
ЮВ |
366 (...) |